Пять лет и до сви­да­ния

Ведомости, 05.02.2014, №18 (3522)

Алексей Рыжов третий год работал в штаб-квартире Microsoft в Сиэтле, когда ему захотелось перемен. К этому моменту он сделал в Сиэтле неплохую карьеру — был сначала директором по развитию бизнеса в развивающихся странах на территории Восточной Европы и России, потом отвечал за всю Европу, а под конец занимался уже укреплением бизнеса Microsoft в развивающихся странах во всем мире. «Жизнь в Сиэтле была комфортной, баланс между личной и профессиональной жизнью меня устраивал, я мог проводить достаточно времени дома с семьей», — вспоминает Рыжов, ныне гендиректор российского представительства Autodesk, компании по разработке инженерного программного обеспечения.

В Microsoft Рыжов пришел в 1999 г. на должность менеджера по работе с партнерами. За восемь лет работы в московском офисе его несколько раз повышали, а в 2007 г. он, получив степень MBA в США, переехал в штаб-квартиру компании в Сиэтл. На четвертый год работы в Америке и свой 12-й год в Microsoft Рыжов начал искать новую работу. «В офисе Microsoft работает 60 000 человек, из них — 1500 наших соотечественников. Некоторым иностранцам, конечно, удается достигнуть карьерных высот в компании, но это скорее исключение из правила. Шансов прорваться на самый верх, если ты не американец, очень мало, как бы ты ни владел английским», — рассказывает он.

Помимо карьерной была у Рыжова еще и личная причина для отъезда из США. «Мой сын пошел в американскую школу, и я вдруг понял, что в моей семье растет маленький американец. Я подумал: как я буду общаться с ним, когда он вырастет? Ведь мы станем совершенно разными людьми». С этого момента Рыжов стал искать работу в России.

Когда уходить

«Когда человек работает в компании более пяти лет, он как будто к компании прирастает. Разрыв почти всегда происходит с кровью и болью. Поэтому лучше уходить после пяти, максимум шести лет работы на одном месте», — делится наблюдениями Инесса Цыпкина, руководитель департамента консалтинга кадровой компании Manpower. Конечно, российский рынок трудаза последние годы изменился. Люди перестали бегать из компании в компанию, каждые три-четыре года меняя работу в надежде занять на новом месте более высокую должность. Более того, работодатели теперь подозрительно относятся к таким «бегунам», говорит она. Но все же задерживаться на одной работе слишком долго — опасно. У человека на глазах словно шоры вырастают. Он работает только так, как привык, делает только то, что умеет. Это очень комфортно, но совершенно бесперспективно. Выйти же из зоны комфорта бывает страшно.

«Страхи у меня были. Я четыре года не отвечал за бизнес в России. Погружаться в нашу бизнес-среду снова было непросто. А когда хедхантеры предложили мне работу тоже в сфере IT, но в смежной области, я, как любой человек, боялся неизвестности», — вспоминает Рыжов.

Зачем уходить

«У меня есть клиенты, которые приходят ко мне и говорят: «Мне на работе скучно. Все доведено до автоматизма. А что делать дальше, не знаю», — рассказывает Екатерина Лопухина, независимый коуч и психолог. В этой ситуации первый шаг — это разобраться в том, что тебе действительно не нравится, продолжает она. Ее многочисленные разговоры с клиентами показали: дело не всегда бывает в карьерном застое. Иногда многое меняется от того, что на работу пришел другой начальник. Или, например, человеку обещали повысить зарплату, а потом не повысили. Или дело в коллегах и ближайшем окружении.

«У меня была одна знакомая, менеджер по профессии, которая увлекалась моделированием одежды. Она мечтала о собственном ателье по пошиву одежды. А потом вдруг задумалась о том, с кем ей придется каждый день общаться в таком случае на работе. Компания швей и портних ее категорически не устраивала. В тот момент, когда она это осознала, заветная мечта потеряла для нее всю свою привлекательность», — рассказывает Юлия Садыкова, директор по управлению комплексными проектами консалтинговой компании Formatta. Ее знакомая в итоге поменяла работу, но стала консультантом по имиджу, а не владелицей цеха по пошиву одежды.

 Что делать со страхом

Представьте себе, что вы долго находитесь зимой на улице. У вас замерзают руки и ноги. Если вы будете фиксировать внимание на боли и дискомфорте, то вам станет еще больнее. То же самое со страхами, которые возникают при переходе на другую работу, проводит параллель Лопухина. «Нужно сосредоточиться на внешних факторах, на целях, которые вы преследуете, на людях, с которыми встречаетесь. Если думать о том, что вам будет трудно, вам и в самом деле станет ужасно трудно», — объясняет психолог.

Человек всегда боится неизвестности. Чтобы четко представить себе, чем вы будете заниматься на новом месте работы, надо заранее в голове смоделировать реальность, в которую вы попадете после перехода, советует Садыкова. «Я тоже несколько раз меняла свой жизненный путь: сначала была преподавателем в региональном университете, потом делала профессиональную карьеру в крупном бизнесе в Москве, а затем ушла в консалтинг. Каждый раз, переходя на новое место, я продумывала, как будет выглядеть на новом месте каждый день моей жизни, с какими людьми я буду общаться, где и как буду зарабатывать деньги», — рассказывает она.

Выход из зоны комфорта
Первые шаги в новом направлении
Юлия Садыкова, директор комплексных проектов консалтинговой компании Formatta, советует тем, кто хочет поменять работу, но не знает, с чего начать:
  • Возьмите паузу, но строго определите для себя продолжительность ваших каникул. Это должен быть конкретный срок.
  • Составьте письменно список задач, которые надо решить в этот период, например отдохнуть, определить мотивы и приоритеты в жизни и работе. Определите критерии оценки того, решена ли ваша задача.
  • Обозначьте сильные стороны вашей личности и слабые места, которые нуждаются в усовершенствовании. Составьте план саморазвития и немедленно приступайте к действию.
  • Составьте список того, что обязательно должно быть на новом месте работы.
  • Составьте список того, чем вы готовы пожертвовать или в чем готовы пойти на компромисс.

Постоянный адрес статьи: http://www.vedomosti.ru/career/news/22319371/pyat-let-i-do-svidaniya