Деловая игра

Игра — одна из наиболее ранних и загадочных форм человеческой деятельности.

Игры свойственны и животным, и людям, и взрослым, и детям. Свойства игры удивительны: игра помогает получать знания о мире, пробовать себя в разных ролях, моделировать ситуации и события до того, как они произойдут, самосовершенствоваться, набираться опыта, рисковать, фантазировать, раскрепощаться… Эти замечательные особенности игры не могли остаться незамеченными для бизнеса.

Происхождение деловой игры

Понятие «деловая игра» родилось в США в конце 1950-х годов. Однако история деловых игр начинается намного раньше и уходит корнями вглубь веков.

Прообразом современных деловых игр принято считать военные игры, которые возникли еще в 3000 году до нашей эры. Предположительно из этих игр впоследствии развились такие стратегические настольные игры, как го и шахматы. В XVII–XVIII веках военные игры получили распространение в Европе. Их прототипом стали как раз шахматы. «Военные шахматы» отличались от обычных большей реалистичностью: на доске было больше клеток, и она имела рельеф. Военные шахматы использовались для планирования стратегии боя, а также как средство обучения офицеров: играя, высший командный состав должен был развивать стратегическое мышление.

Следующим шагом на пути становления деловых игр были игры дидактические. Они появились в начале XIX века, когда популярные в Европе настольные игры получили известность за океаном. Пуританская Америка возмутилась содержанием европейских настольных игр. Ответом стало появление настольных игр, которые носили дидактический, воспитательный характер. Фактически это был первый шаг на пути появления обучающих настольных игр.

Мало кто знает, что первая деловая игра (в современной привычной нам форме) была проведена в СССР. Ее автором стала Мария Мироновна Бирштейн — молодой ленинградский экономист. Она предложила идею обучения руководящего состава на манер подготовки военачальников в процессе военных игр. В июне 1932 года на Лиговском заводе пишущих машин прошла первая из таких игр, которые сама Бирштейн называла «организационно-производственными испытаниями». К сожалению, опыт ленинградских ученых не получил развития в последующие годы. Сначала игровая методика Бирштейн оказалась в опале как псевдонаучная, затем война, блокада Ленинграда и трудное послевоенное время надолго (вплоть до середины 1970-ых годов) затормозили развитие деловых игр на территории СССР.

В середине 1950-ых годов мировым центром развития деловых игр стали США. Идея применения игр в бизнесе опять-таки была позаимствована у военных. В 1955 году ВВС США разработали и начали применять игру «Монопологи» (Monopologs), которая воспроизводила процесс материально-технического обеспечения баз ВВС США. Целью игры была подготовка менеджеров по снабжению. Опыт военных воодушевил бизнесменов из Американской ассоциации менеджмента, которые обнаружили, что ситуации принятия решений военном деле и в бизнесе очень похожи. В результате в 1956 году была разработана игру «Принятие решений топ-менеджмерами» (Top Management Decision Simulation), смоделированная по принципу военных игр. А уже в начале 1960-х годов появились первые примеры деловых игр с использованием компьютера, которые получают все большее распространение в наше время.

В Россию деловая игра вернулась лишь в начале 1970-х годов. Возрождение игровой культуры в СССР было связано, прежде всего, с именем Г.П. Щедровицкого — создателя т.н организационно-деятельностных игр (ОДИ). ОДИ соединяли в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального дискурса. С 1979 по 1993 годы Щедровицкий и его последователи организовали и провели в СССР более 90 таких игр. После смерти Щедровицкого (в 1994 г.) практика проведения ОДИ постепенно сошла на нет.

Деловая игра в современном бизнесе

Современные деловые игры строятся по принципу воспроизведения (моделирования, имитации, симуляции) реальных бизнес-процессов и производственных ситуаций (отсюда второе название деловых игр — бизнес-симуляции). Они могут быть реализованы как ролевая, компьютерная или настольная игра.

Главные области применения деловых игр в современном бизнесе: развитие персонала, командообразование, а также оценка персонала.

Обучающая деловая игра (бизнес-симуляция)

Задача обучающей игры — помочь участникам отработать необходимые навыки, а также создать (или проверить) успешные сценарии решения сложных задач в безрисковом игровом пространстве.

Наибольший эффект обучающие игры дают в работе с менеджерским составом организации, т.к. помогают руководителям освоить навыки, необходимые им для успешной ежедневной работы: научиться делать выбор из нескольких альтернатив, создавать стратегию, просчитывать последствия своих действий. Отработать эти навыки и умения в других обучающих форматах (например, на тренингах) крайне сложно.

Еще одна важная область для применения обучающих игр — улучшение командного взаимодействия. В процессе игры сотрудники вырабатывают правила командной работы, создают или осознают общие командные цели, отрабатывают навыки эффективной коммуникации и др. Такая игра может проводиться как для менеджерских команд (в т.ч. топ-уровня), так и для всего персонала организации.

Кроме этого деловые игры — отличный инструмент интеграции новичков и знакомства сотрудников с компанией, особенностями ее деятельности, устройством отдельных бизнес-процессов.

Оценочная деловая игра

Идея оценивать людей в процессе игры только на первый взгляд выглядит несерьезно. В действительности игра — уникальная среда для оценки характеров людей и их способностей. Еще Достоевский, сам заядлый игрок, утверждал: если вы хотите лучше узнать человека, сядьте с ним за игровой стол. Долгое время эта особенность игр ускользала от бизнеса. Игры использовались исключительно как инструмент развития персонала. (Характерно, что при всем богатстве терминологии, связанной с индустрией деловых игр, в английском языке отсутствует понятие «оценочная игра»).