Эмо­цио­наль­ный ин­тел­лект

Исследование эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence, EQ или EI) началось в психологии относительно недавно (по сравнению с исследованием некоторых других феноменов, например, восприятия, внимания, памяти).

Начало изучению способностей человека к взаимодействию с другими людьми было положено приблизительно в 40-х годах XX века. В 80-х годах в своих исследованиях множественного интеллекта теме межличностных способностей уделил внимание Г. Гарднер.

Сам термин «эмоциональный интеллект» как способность человека осознавать и регулировать свои эмоции и понимать эмоции других был введен в психологию только в 1990-х годах — исследователями Дж. Мейером и П. Сэловеем.

В 1995 году была издана книга Дениэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», где были обобщены основные результаты исследований эмоционального интеллекта.Согласно определению Гоулмана, эмоциональный интеллект — это комплекс навыков и способностей в области понимания, распознавания своих и чужих чувств/эмоций, а также в области контроля/управления своими чувствами и чувствами других людей.

Физиологические основы эмоционального интеллекта

Ключом к пониманию особенностей эмоционального интеллекта является значение слова «эмоция». Это слово образовано от латинского корня «motere» — приводить в движение; т.е. «e-motere» (эмоция) — это то, что отодвигает, удаляет. Так значение слова напрямую связано с биологической функцией эмоций: реагировать, отодвигать события/воздействия окружающего мира. Д. Гоулман в своей книге приводит данные нейрофизиологических исследований, в которых сообщается о существовании более древних (по сравнению с корой больших полушарий) отделов мозга, отвечающих за эмоциональное мышление / реагирование. Эти отделы мозга отвечают за базовые чувства и за простые способы реагирования в разных ситуациях.

Всего Гоулман выделяет 7 базовых чувств, каждое из которых имеет свою функцию и физиологическую картину:

  • Страх. Возникает в ситуациях опасности и подстегивает человека спасаться бегством.
  • Гнев. Альтернативная реакция на опасность. В момент гнева кровь с большим содержанием адреналина приливает к рукам, чтобы человек мог защитить себя.
  • Счастье. Настраивает человека на отдых.
  • Любовь. При этом чувстве, как и при чувстве счастья, выделяются эндорфины, возникает спокойствие и переживания удовольствия. • Удивление. При удивлении человек приподнимает брови, чтобы увеличить обзор.
  • Отвращение. Заставляет человека морщить нос, как бы желая защититься от неприятного запаха.
  • Печаль. Заставляет человека уйти в себя, чтобы пережить травмирующее событие и подготовить себя к новому этапу жизни.

Каждая эмоция возникает спонтанно как реакция на ситуацию. У каждого человека существуют «записанные» с древних времен модели спонтанного поведения и модели регулирования этой спонтанности.

Индивидуальные особенности эмоционального реагирования складываются из:

  • общих для всех людей реакций (например, состояние аффекта), формировавшихся на протяжении истории человечества;
  • особенностей темперамента;
  • эмоциональной памяти — «записей» успешного/неуспешного взаимодействия в младенчестве с матерью и окружающим миром;
  • воспитания (какие проявления чувств в нас поддерживали, какие — запрещали);
  • степени развитости некоторых способностей (самосознание, эмпатия, самоконтроль и др.).

Эти индивидуальные особенности и формируют феномен эмоционального интеллекта.

IQ и EQ

Рациональное мышление (а так же восприятие и память) фиксирует события объективной действительности, результатом его являются знания, опыт в словесной форме. К рациональному мышлению относятся способности к логическому мышлению, оперированию фактами.

Эмоциональный интеллект, эмоциональная память — другая система. Здесь «записаны» переживания, связанные с событиями: то, как мы на эти события реагировали раньше, и к чему это привело. Эмоциональный опыт, как правило, находится в подсознании и влияет на наше восприятие событий настоящего времени.

Тесная связь эмоций и рацио — «палка о двух концах»: с одной стороны, сильные негативные эмоции отнимают много ресурсов у мышления и внимания — при сильном негативном стрессе коэффициент IQ, как правило, падает. С другой стороны, если мы способны овладеть своими негативными чувствами и даже вспомнить о чем-то приятном, наше рацио получает доступ к имеющимся ресурсам, и мы успешно выполняем задание.

Функции (компетенции) эмоционального интеллекта

Дж. Мейер и П. Сэловей выделили способности, входящие в эмоциональный интеллект:

  • Знание своих эмоций — способность отслеживать и понимать собственные чувства. Эта способность позволяет меньше сомневаться в правильности принятых решений.
  • Управление эмоциями — способность справиться с чувствами, которые не соотносятся с социальным контекстом или с контекстом ситуации, успокоить или приободрить себя. Люди, умело управляющие своими эмоциями, быстрее оправляются после неудач и огорчений.
  • Мотивация самого себя — способность привести чувства в порядок ради достижения цели, отсрочивать удовольствия и подавлять собственную импульсивность ради достижения цели, ввести себя в состояние вдохновения. Люди, обладающие этой способностью, чаще достигают поставленных целей, более успешны в карьере и в жизни в целом.
  • Распознавание чувств других людей / эмпатия — способность настроиться на чужое эмоциональное состояние, понимать чувства других и сопереживать. Позволяет бережно относиться к другим людям, проявлять заботу. Люди с развитой эмпатией могут быть хорошими психологами или консультантами.
  • Поддерживание взаимоотношений — способность правильно обращаться с чужими эмоциями: поддерживать настрой собеседника, управлять переживаниями группы. Такие способности помогают человеку стать лидером, быть популярным в определенной группе, эффективно общаться с людьми.

Хетч и Гарднер добавили к этому списку еще четыре компетенции, проявляющиеся в межличностном интеллекте:

  • Организация групп — способность проявлять инициативу и координировать людей, состоящих в группе (свойственна лидерам, «капитанам» команды).
  • Обсуждение решений — способность предупреждать и разрешать конфликты, быть посредником (свойственна дипломатам).
  • Личная связь — способность к сопереживанию и налаживанию связей. Эта способность помогает войти в контакт, верно распознавать и реагировать на переживания других людей (свойственна «игрокам» одной команды).
  • Социальный анализ — способность обнаруживать и понимать чувства, мотивы и интересы людей (свойственна психологам, консультантам).
Развитие эмоционального интеллекта

Как правило, не все компетенции из сферы эмоционального интеллекта развиты у людей в одинаковой степени. Но даже если какая-то способность у нас слабее, чем остальные, мы можем ее развить, так как эмоциональный интеллект, в отличие от коэффициента умственного развития, формируется на протяжении всей жизни.

Развитие эмоциональных компетенций как выработка привычки: хочешь научиться реагировать на что-то иначе — тренируй как можно чаще в небольших бытовых ситуациях новый тип эмоционального поведения. Тогда даже в момент сильного стресса новый эмоциональный навык будет работать.

Согласно данным Д. Гоулмана, люди, с хорошо развитым эмоциональным интеллектом более успешны в жизни и в бизнесе по сравнению с теми, у кого низкий EQ (даже при высоком IQ!). Это происходит потому, что эмоционально компетентные люди способны использовать имеющиеся у них способности по максимуму. Кроме того, люди, понимающие свои чувства и распознающие переживания других, более успешны в общении, способны находить для себя мотивацию и принимать верные решения.

Статья является реферативным изложением книги «Эмоциональный интеллект», Д. Гоулман, Москва, АСТ, 2010. Цитаты приводятся без кавычек, максимально близко к оригиналу.