Биз­нес в сти­ле фанк

«Бизнес в стиле фанк» (funcky business, фанки-бизнесс) — концепция управления и построения организации, изложенная в одноименном бизнес-бестселлере Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале.

Суть концепции бизнеса в стиле фанк

Нордстрем и Риддерстрале постулируют тезис о том, что мир необратимо изменился, и бизнес, если он хочет быть успешным, должен меняться вслед за ним:

Неандертальцы давно вымерли, давайте же распрощамеся и с неандертальским поведением и образом мыслей!

Авторы концепции утверждают: в эпоху товарного изобилия с глобальной конкуренцией, избыточными мощностями в большинстве отраслей и потребителями, у которых все больше рычагов воздействия на производителей, нужно все менять. Новой экономике нужен новый бизнес — инновационный, непредсказуемый, фантастический. Нужен фанки-бизнес.

Ключевые характеристики современного мира, которые определяют требования к бизнесу:
  • Диктатура знаний
    Главным средством производства в своременном мире, по мнению Нордстрема и Риддерстале, является скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг — человеческий мозг. Знание — вот новое поле брани для целых стран, корпораций и индивидуумов. То, что пользовалось спросом раньше, требовало немного знаний и огромного количества болтов и гаек. Новые товары, которые ценятся потребителями сегодня, требуют огромного интеллектуального вклада и очень мало «железа». Успех бизнеса, таким образом, зависит от способности направлять в нужное русло работу умов. Лидеры должны быть завалены знаниями и заваливать ими всех остальных.
  • Глобальная конкуренция
    Экономическая реальность нашего времени такова, что все конкурируют со всеми. Как констатируют авторы «Бизнеса в стиле фанк», все мы — участники глобальной конкуренции. Мы двигаемся к тому, что ученые называют технико-экономическим паритетом. Это означает, что выигрывают лучшие мужчины и женщины, не важно откуда они (из какой страны, религии, расы и т.п.).
  • Скорость
    Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания не долговечны. По мысли Нордстрема и Риддерстраде, к знаниямм нужно относиться, как к молоку — на них нужно ставить дату выпуска. Если вы их вовремя не используете, они скиснут и станут бесполезными. В Новой экономике нет ограничений скорости. Правит проворство. Скорость — это все.
  • Кастомизация
    Во фрагментированном мире ниши становятся все меньше. Увеличивающаяся роль индивидуальных заказов в совокупности с развитием технологий и изменениями в системе ценностей означает, что микрорынки начинают преобладать над рынками массовыми. Индвидуализация сновится необходимой во всех аспектах разработки, выпуска и продажи продукции. По мнению авторов «Бизнеса в стиле фанк», уже скоро мы можем перейти от массового производства к гибкому производству, а затем — и к массовой кастомизации.
Какой должна быть организация, чтобы быть успешной в современном мире?
  • Фокус на людей
    «Люди решают все» — утверждают Нордстрем и Риддерстрале. Люди делают организацию, продукты и услуги уникальными. Наиважнейший для производства ресурс, по мысли авторов «Бизнеса в стиле фанк», расхаживает по офису в ботинках и ежедневно покидает рабочее место в 5 часов. В результате именно лидерство и умение руководить людьми становятся ключом к конкурентному преимуществу. Процветают только те компании, которые смогли стать хорошим домом для талантов, т.к. талант сегодня — единственное, что «заставляет капитал плясать». Этот тезис роднит фанки-бизнес с концепцей войны за таланты, предложенной в начале 1990-х годов консультантами McKinsey. Как и авторы войны за таланты, Нордстрем и Риддерстрале полагают, что организация должна подстраиваться под людей с их особенностями, создавая им условия для реализации своих талантов.
  • Инновационность
    В современном мире у компании нет шансов на успех, если она не уделяет внимание инновациям — в административной области, в маркетинге, в области финансов, дизайна, руководства кадровым составом и в области услуг. Бизнес должен стремиться к созданию бурлящей смеси, в которой бы варились идеи и, как следствие, быть терпимым к ошибкам, т.к. без ошиок нет прогресса. Именно ошибки, по мнению авторов «Бизнеса в стиле фанк», в некотором смысле лежат в основе рыночной экономики.
  • Многообразие
    Нордстрем и Риддерстрале утверждают: многообразие правит миром. Не стоит ожидать каких-либо инноваций в компаниях, в которых 90% всех сотрудников одного пола, примерно одного возраста, с одинаковым образованием, одинаково одеты и все играют в гольф. Интеллект имеет нормальное распределение. Это не прерогатива 45-летних белых мужчин. Чтобы быть успешной, компания должна дать людям свободу выглядеть и думать так, как им хочется, и находить дифференцированный подход к каждому.
  • Уникальность
    С позиции фанки-бизнеса, нормальность — это дорога в никуда. Чтобы добиться успеха компания сегодня должна перестать быть «нормальной». Нужно рисковать, нарушать нормы и правила, научиться не обращать внимания на клиентов. Только так можно нащупать действительно прорывную идею и создать уникальный продукт, который взорвет рынок и принесет компании миллионы.
Особенности фанки-фирмы
  1. Меньше людей
    Как только возникает ситуация, когда люди в одном здании перестают узнавать друг друга в лицо, пропадает личностный фактор, и это — тот самый момент, когда пора разбивать компанию.
  2. Меньше уровней
    У фанки-фирмы меньше уровней в организационной структуре. Это означает, что сокращается время между возникновением проблемы и ее решением.
  3. Временная (проектная) организация работы
    Funky Inc. — недолговременная компания. Это значит, что большинство работ выполняется в группах и на основе проектов.
  4. Горизонтальная
    Что касается процессов, то все в фанки-фирме движется горизонтально. Вертикальная иерархичная логика опирается на простое предположение, что умные сидят наверху, а глупые — внизу. Иерархия делит людей на тех, кто думает, и тех, кто делает. В действительности, однако, большинство идей и проблем в компании возникают именно по горизонтали — между отделами, направлениями, подразделениями, странами. Более того, вертикальная логика совсем не оставляет места для поставщиков и потребителей, они остаются за границами фирмы. Вертикальная иерархия — это организация, которая «повернута лицом к шефу и задницей к покупателю». Пирамиды нужно заменить площадками для игр.
  5. Циркулярная
    Циркулярность — это организационная демократия. В организациях, где знания и интеллект играют ключевую роль, при выборе главы должен учитываться голос каждого сотрудника, как, например, вся профессура выбирает декана в университетах. Это также касается совместного владения компанией.
  6. Открытая
    Не все ресурсы должны находиться внутри фирмы. В будущем правильную единицу анализа будут представлять не индивидуальные фирмы, а взаимосвязи и цепочки фирм. Фанки-фирма открыта для сотрудничества с потребителями, поставщиками и конкурентами.