Коучинг

В переводе с английского коучинг (coaching) означает «тренировка, инструктирование, наставничество».

В бизнес-консультирование этот термин пришел из спорта, где coach — это тренер спортсмена или команды. Так же, как спортивный тренер помогает своим подопечным ставить рекорды в спорте, коуч помогает менеджерам добиваться выдающихся результатов в бизнесе. Впрочем, на этом сходства заканчиваются. По своему содержанию спортивная тренировка, опирающаяся на жесткие инструкции и многократное повторение одних и тех же упражнений, гораздо ближе к тренингу (опять-таки родство слов!), чем к коучингу.

В основе коучинга лежит установка на мобилизацию и реализацию потенциала человека. Задача коуча — помочь своему подопечному включить внутренние ресурсы, сосредоточиться на наиболее важных, приоритетных моментах его деятельности, по-новому взглянуть на себя и свой бизнес и, благодаря этому, найти наиболее успешные стратегии поведения.

Происхождение коучинга

Считается, что коучинг зародился в начале 1980-х годов в США. Ключевыми фигурами в рождении коучинга являются:

  • Тимоти Голлвей (Timothy W. Gallwey) — идеологический предтеча коучинга. Гарвардский преподаватель и инструктор по теннису, в 1974 году Голлвей издал книгу «Внутренняя игра в теннис». В ней он впервые провозгласил, что соперник внутри нашей головы гораздо опаснее, чем противник, стоящий по другую сторону сетки. А, значит, главная задача тренера (коуча) — помочь игроку преодолеть внутренние барьеры. Перенесенная в бизнес-среду, эта методика стала называться коучингом.
  • Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель персонального коучинга. Леонард посвятил коучингу большую часть своей жизни, которая трагически оборвалась в 2003 году. Основатель Университета коучей, Международной федерации коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей и проекта CoachVille.com. Разработал 28 персональных и профессиональных программ, которые используются коучами во всем мире, автор 6 книг для коучей, выпущенных в 1998 году.
  • Сэр Джон Уитмор (John Whitmore) — основатель бизнес-направления в коучинге. В прошлом успешный автогонщик, владелец дизайнерского агентства, входящего в Ford Motor Company, после завершения своей спортивной карьеры Уитмор в течение долгих лет изучал психологию в США. В 1992 году он опубликовал книгу «Коучинг высокой эффективности» («Coaching for Performance»), где рассказывал о возможностях коучинга в деловой среде и его влиянии на эффективность работы людей. С этой книги началось активное применение коучинга в бизнесе.

В действительности истоки коучинга имеет смысл искать в глубокой древности. Еще древнегреческий философ Сократ утверждал: «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать». Его философский метод, получивший название «майевтика» (буквально — «родовспоможение»), был призван извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Сходные методы используются во многих древних духовных практиках, где есть разделение на вопрошающего гуру и ученика.

В христианстве похожую роль, но в нравственной сфере, взяли на себя священники. На исповеди они помогают человеку заглянуть вглубь себя, чтобы понять истоки своих поступков и извлечь уроки.

Наконец, в ХХ веке на помощь всем, кто готов искать ответы на жизненные вызовы внутри себя, пришла психотерапия.

Коучинг синтезировал в себе опыт всех этих областей и одновременно отстроился от каждой из них. В отличие от сократовской майевтики и многих наследующих ее форм бизнес-консультирования, коучинг затрагивает не только область информации и знаний, но и психо-эмоциональную сферу.

При этом коучинг не равен психотерапии, которая обращена в прошлое, в скрытые там тайны и травмы. Коучинг работает с настоящим и нацелен на будущее. Это инструмент управления завтрашним днем для успешных людей.

«Внешний» и «внутренний» коучинг

Сегодня принято различать два вида коучинга — «внешний» коучинг, который осуществляется силами профессиональных коучей-консультантов, и «внутренний» коучинг, исполнителями которого являются внутренние эксперты компании (руководители разного уровня). Построение системы внутреннего коучинга — отдельная большая задача сродни созданию системы наставничества.

Ниже речь пойдет, главным образом, о коучинге, который осуществляется с привлечением внешних коучей-консультантов.

Кому полезен коучинг?

По нашему мнению, наибольшую пользу от коучинга могут получить руководители или первые лица компаний. Почему именно они?

1. Как правило, руководителям не подходят стандартные форматы обучения (тренинги, семинары и т.п.), т.к. они нацелены на развитие качеств и навыков, которые у руководителей уже есть. Кроме этого людям, добившимся успеха в жизни и в бизнесе, крайне сложно поверить, что кто-то может чему-то их «научить». В такой ситуации коучинг — одна из немногих удачных альтернатив. Цель коучинга — не учить, а стимулировать самообучение. В процессе коучинга руководитель совершенствуется, осмысляя собственный опыт и личностные особенности. Коуч-консультант в этом случае выступает катализатором процесса рефлексии, способствует объективации и экстериторизации (вынесению во внешнюю реальность) внутреннего диалога руководителя с самим собой. В других случаях, коуч может помогать руководителю подготовиться к решению конкретных задач путем развития определенных компетенций.

2. Для руководителей и первых лиц коучинг — практически единственный способ получения регулярной объективной обратной связи. В отличие от подчиненных и коллег коуч-консультант находится вне организации и не заинтересован в решениях руководителя. Он может занять по отношению к руководителю равную позицию, помогая ему лучше разобраться в себе и во внешней среде. В процессе этой совместной деятельности руководитель зачастую начинает по-новому смотреть на себя, свой бизнес, окружающих людей, по-новому понимать их.

3. Коучинг — это сложная, точечная, можно сказать — «ювелирная» и, как следствие, дорогостоящая работа. Оправданной она является только в отношении ключевых для организации людей (тех, от чьей персональной эффективности зависит успех всего бизнеса). Как правило, это собственник бизнеса, первое лицо компании, члены топ-команды, в ряде случаев также высокопотенциальные сотрудники, в отношении которых планируются скорые назначения на руководящие позиции.

Цели коучинга
  • Мобилизация внутренних мотивационных ресурсов руководителя, повышение его энергичности и уверенности в себе.
  • Управление имиджем руководителя в организации и во внешней среде, повышение качества публичных выступлений.
  • Расширение «психологического арсенала» руководителя, лучшее понимание потребностей и ограничений своих подчиненных, как следствие — выбор более эффективных способов управления людьми.
  • Совершенствование навыков проработки проблем разного типа, анализ ошибок, избавление от стереотипов.
  • Улучшение навыков самоорганизации и коммуникации (в т.ч. в ситуациях коммуникативного дискомфорта).
  • Подготовка к решению конкретных рабочих задач.
  • Планирование карьеры топ-менеджеров.
О чем полезно помнить, заказывая коучинг?
  • Эффективность коучинга напрямую зависит от опыта и квалификации коуча. Хороший коуч должен вызывать доверие, уметь воодушевлять, заряжать энтузиазмом и оказывать поддержку, быть терпимым к точкам зрения, отличным от его собственных. При этом не стоит требовать от коуча глубокой производственной или отраслевой экспертизы. Это совершенно излишне! Ни Гус Хиддинк, ни Татьяна Тарасова, ни Шамиль Тарпищев никогда не были выдающимися спортсменами, но это не помешало им стать великолепными тренерами и приводить своих подопечных к победам.
  • Очень важно, чтобы между коучем и заказчиком установились равные, партнерские отношения, не обремененные никакими иными целями и интересами, кроме целей коучинга. Коуч-консультант занимает как раз такую позицию: он находится вне организации, и может быть на равных даже с первым лицом компании.
  • Коучинг — это серьезная и сложная работа над собой. Каким бы профессиональным ни был коуч, он не волшебник и не сможет переломить ситуацию, если человек не готов ничего в себе поменять. Поэтому, прежде чем заказывать коучинг, оцените свою мотивацию изменяться.